В открытом океане обитают рыбы, достигающие гигантских размеров, которые почти никогда не приближаются к берегу. Некоторые из них, например, макрель, нерестятся вблизи от суши, но близость эта тоже весьма относительна. Этих рыб, увидеть которых в родной стихии можно только на океанических просторах, в верхних слоях океана, называют пелагическими. По размерам они часто превосходят человека и подводная охота на них – не преследование жертвы охотником, а настоящий поединок, битва титанов. Мало того: акулы, волны, океанические течения уравнивают шансы человека и рыбы.
Дайвер, увлеченный трофейной охотой, стремится найти достойного противника в подводном мире, добыть крупного пелагического хищника. Это требует от охотника великолепной физической формы, тщательного изучения обитателей подводного мира, быстроты реакций, осторожности. Такая охота часто сопряжена с очень большой долей риска, особенно, когда за трофеем ныряют на глубину свыше двадцати пяти метров.
Очень многим трофейная подводная охота просто не по плечу физически. Существует и второй момент, который отличает настоящего энтузиаста трофейной охоты: умение включиться в процесс долгого поиска и ожидания, который может многим показаться скучным. Но этот поиск осуществляется в океане, среди подводных скал и кораллов, он дает огромное наслаждение красотой и величием подводного мира. А когда, наконец, происходит долгожданная встреча и начинается поединок с гигантским тунцом, марлином или парусником – впечатлений и адреналина бывает в избытке.
Опытный охотник, прибывая на место, обязательно пообщается с местными рыбаками, чтобы получить информацию о приливных и отливных течениях, а также миграциях рыб, на которых он планирует охотиться.
Чаще всего дайвер выбирает тактику «зависания» на глубине до десяти метров. Рыба подходит к рифу и начинает курсировать вдоль него. Дайвер идет вниз строго вертикально. Нельзя пытаться ее догнать и упасть на нее сверху, она немедленно уйдет на расстояние, превышающее выстрел. В тот момент, когда дайвер останавливается и «зависает», хищница сама пойдет к нему, влекомая гастрономическим любопытством. Если охотник делает точный выстрел, то трофей уже приобретен, можно обращаться в студию таксидермии, для изготовления чучела, но, чаще всего, это только начало.
Рванувший с места тунец или другая скоростная рыба за счет ускорения может легко разорвать леску, рассчитанную на двести-двести пятьдесят килограммов, и стремительно уходит вниз.
Одна из самых скоростных рыб – ваху. Если охотнику не удается сделать точный выстрел в голову или спину, она стремительным рывком срывается с гарпуна.
Испанская макрель не уходит в глубину, будучи загарпуненной, она развивает бешеную скорость, разгоняясь по прямой.
Достойный противник и страшный в своем бешенстве боец - Dogtooth tuna (собакозубый тунец). Эти хищники держатся у рифовых каналов, охотясь на других рыб, цезий, стаями по пять–семь особей, а то и больше. Бывает, что кормятся в одиночку во время прилива или рано утром. Сабакозубые тунцы очень интересуются всем блестящим и движущимся, поэтому их подманивают флеш-фишерами и кусками порезанной рыбы. Если тунца не удается уложить сразу, а кормились они стаей, то сородичи немедленно начинают сопровождать подраненного сотоварища, но отнюдь не из желания ему помочь, а с целью употребить его в пищу. В этом случае охотники не преследуют тунца, вручая его судьбу стае. Гораздо целесообразнее взять другую крупную рыбину, приблизившуюся к легкой добыче по дуге. Собакозубый тунец имеет очень внушительный и устрашающий вид. Трофейный экземпляр – это туша в форме торпеды, покрытая шрамами от стычек с другими хищниками и попаданий неудачливых гарпунеров. Тело состоит из толстых мышц, пробить которые очень непросто. Сабакозубый тунец умеет освобождаться от гарпуна, молниеносно уходя вниз и проехавшись по дну боком. Этот настоящий гладиатор может и перерезать леску об коралловый риф, и заклинить фал или гарпун на недоступной для человека глубине. За такой трофей приходится очень серьезно бороться.
На пелагических рыб следует охотиться с опытным и надежным напарником, умеющим сохранять самообладание под водой.
Напарники не должны выпускать друг друга из поля зрения и подстраховывать друг друга.
Кроме того, на охоте в местах сильных течений в открытом океане наверху, на катере, должен находиться опытный шкипер, который будет возвращать дайверов в исходную точку. Здесь нужны опыт и сноровка, иначе можно травмировать охотника катером или повредить фал.
При охоте на крупного скоростного хищника в толще воды нужно быть очень внимательным перед выстрелом. Если фал, которым ружье соединяется с буйком, захлестнется на снаряжении или на теле дайвера, гигантская рыба мгновенно утащит его на запредельную глубину. Скорость такая, что охотник не успевает вытащить нож, чтобы перерезать фал.
Еще одно обстоятельство, делающее трофейную подводную охоту экстремальным видом спорта – акулы. При виде экземпляров опасных видов акул, особенно, если они проявляют к действиям дайвера навязчивый интерес, охотники как можно быстрее выходят на катер.
Охота на пелагических рыб является наиболее ярким и чистым воплощением принципа «честной охоты». Это, действительно, схватка на равных, где наличие оружия у человека с лихвой компенсируется тем, что он находится в несвойственной для его жизни среде. После такой охоты нужно суметь правильно сохранить свой трофей, для этого существует таксидермия, которая сможет надолго увековечить память об этой опасной, но в то же время красивой охоте.